ЗАВЕТ ВЕЧНЫЙ

 

 translated from the English by Irina Rysina

Бог же сказал: «Именно Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак. И поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него (Бытие B’resheet 17:19).

Так говорит ГОСПОДЬ, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут, – ГОСПОДЬ Саваоф имя Ему: «Только если сии уставы перестанут действовать предо Мною, – говорит Господь – тогда и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда.»» (Иеремия  Yirmeyahu 31:34-35).

Израиль – это вечный народ, который был образован в результате вечного завета. Завет, заключенный ГОСПОДОМ с Авраамом и его потомками, – это вечный завет, исполненный через Мессию-Христа, то есть обетованное семя (см. Галатам 3:16). Большинство исследователей соглашаются с тем, что завет, заключенный ГОСПОДОМ с Израилем на горе Синай, также является по сути вечным, что подкрепляется следующими местами Писания: (Исход  Sh’mot  40:15; Левит LeviticusVayikra  16:34; 24:8; Исаия Isaiah Yesha’yahu 24:5). По прошествии некоторого времени после заключения этого завета ГОСПОДЬ проговорил через пророков, что Он заключит с Израилем новый завет, который также будет заветом вечным.

«Вот, наступают дни, говорит ГОСПОДЬ, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Не такой завет, какой Я заключал с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит ГОСПОДЬ. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит ГОСПОДЬ: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: познайте ГОСПОДА, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит ГОСПОДЬ, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более» (Иеремия 31:31-34; Yirmeyahu 30-33).

ГОСПОДЬ сказал через пророка Иезекииля, что Он заключит вечный завет с нами тогда, когда Он совершит искупление наших грехов:

« Ибо так говорит ГОСПОДЬ Бог: «Я поступлю с тобою так, как ты этого заслуживаешь, потому что ты презрела клятву нарушением союза (завета). Но Я вспомню союз (завет) Мой с тобою во дни юности твоей и восстановлю с тобою вечный союз (завет)…Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я – ГОСПОДЬ. Для того, чтобы ты помнила и стыдилась… и чтобы впредь нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе (искуплю) все, что ты делала», говорит ГОСПОДЬ Бог» (Иезекииль Yechezk’el 16:59-63).

Именно это и было выполнено в новом и лучшем завете, посредником которого выступает Христос:

Иисус Христос есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете,призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евреям 9:15).

Как же новый завет соотносится с предыдущим? Дерек Томас ставит вопрос таким образом: если завет с Богом, который был заключен на горе Синай, являлся вечным. Как мог Бог пойти на заключение другого завета, который также должен был быть заветом вечным? Затем он предлагает следующее объяснение:

«Ответ, по-видимому, заключается в том, что по существу речь идет об одном и том же завете»[1]

При таком подходе предполагается, что эти два завета по существу – все тот же завет, с той лишь разницей, что предыдущий был записан на каменных скрижалях, а последующий – на человеческих сердцах. Сам ГОСПОДЬ, однако, сказал, что новый завет не будет  таким, как тот, который Он заключил с отцами их, когда вывел их за руку из Египта, потому что они оказались неверными этому завету, заслужив тем самым смерть и проклятие вместо жизни и благословения.

Более того, автор послания к Евреям, называя завет «новым», показывает предыдущий как «морально устаревший», ветшающий, а значит – близкий к уничтожению (см. Евреям 8:7-13).  Именно это и произошло, когда был разрушен храм, а вместе с ним и прежний порядок поклонения Богу…когда приносятся дары и жертвы (по старому завету), не могущие сделать приносящего совершенным в совести и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами… установлены были только до времени исправления (Евреям 9:9-10).

При этом необходимо понимать, что сама природа завета такова, что к нему ничего нельзя добавить и из него ничего нельзя изъять.   Он не может быть просто подредактирован или приспособлен к изменившимся обстоятельствам. Этот факт был особо подчеркнут апостолом Павлом: «Братия! Говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему» (Галатам 3:15).

Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит…, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матфея 5:17-19).

Завет, заключенный на горе Синай, остается вечным заветом без каких-либо поправок, но он не имеет, да и не может иметь отношения к вечной жизни. Павел говорит о нем как о «служении смертоносном», которое несет осуждение, в то время как новый завет несет с собой праведность и освобождает нас от закона греха и смерти (См. 2Коринфянам 3:7-18 и Римлянам 8:2). Завет, заключенный на горе Синай, был предназначен для того, чтобы нести смерть греховной природе. Он не может быть ни отменен, ни изменен, потому что новый завет приносит жизнь только тому, что умерло (во Христе и через веру во Христа). Иисус сказал:«Истинно истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Иоанна 12:24).

Завет, заключенный на горе Синай, имеет силу до момента смерти.

Павел использует аналогию с брачным договором, чтобы проиллюстрировать тот факт, что смерть освобождает нас от обязательств старого завета и что наша греховная природа должна быть поэтому предана смерти:

Разве вы не знаете, братия, – ибо говорю знающим закон, – что закон имеет власть над человеком пока он жив? Например, замужняя женщина привязана законом к живому мужу, а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодеицею, если же умрет муж ,она свободна от закона, и не будет прелюбодеицею, выйдя за другого мужа. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти. Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Римлянам 7:1-6).

Путаница возникает тогда, когда мы пытаемся жить сразу по двум заветам одновременно. Иисус учил тому, что это подобно помещению молодого вина в старые мехи или пришиванию новой заплаты к изношенному платью. Мехи разорвутся и заплата оторвется! Один вечный завет заклеймил грешников навеки, в то время как другой освобождает их от проклятия смерти и дает вечную жизнь. Павел, который в свое время был невероятно ревностным блюстителем закона ветхого завета, говорил о том, что если бы ему пришлось перестраивать всю свою жизнь, приводя ее в соответствие с ветхим заветом, то его грешная природа приводила бы его к разрушению и осуждению снова и снова (См. Галатам 2:17-21). Если бы праведность ( и жизнь) могли быть приобретены через послушание ветхому завету, то Христу не надо было бы умирать и вообще не было бы необходимости в новом и лучшем завете. Дело в том, что никто и никогда не может считаться праведным в соответствии с вечным заветом, заключенным на горе Синай.

Если завет, заключенный на горе Синай, является вечным, тогда какое значение это имеет для этнических потомков Израиля (или обращенных в раввинистический иудаизм)? Остаются ли они избранным[2] народом, несмотря на свою неверность или неверие, на основании вечных заветов, которые Бог заключил с их праотцами? Являются ли они до сих пор связанными узами завета, заключенного на горе Синай, несмотря на то, что жить в послушании всем его постановлениям оказалось просто невозможным? Кое-кто настаивает на том, что у Бога есть два избранных народа: природные потомки колен Израилевых согласно их происхождению по плоти, которые остаются под старым заветом, и Церковь, которая представляет собой духовное семя Израиля, согласно нового завета.

Церковь часто обвиняют в том, что она «украла» все благословения, оставив лишь проклятия неверующему Израилю. Однако при этом совсем забывают о том, что хотя Синайский завет и был заветом вечным, но в нем содержались определенные условия. Послушание заповедям завета автоматически влекло за собой благословения, а непослушание – проклятие. ГОСПОДЬ провозгласил через пророка Иеремию о том, что Израиль нарушил завет (Иеремия 31:32 Yirmeyahu 31:31) и тем самым навел на себя проклятия, предусмотренные в завете. Апостол Павел учил, что частичное послушание заповедям завета не является его исполнением: «И все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона»» (Галатам 3:10-11), а  апостол Иаков подтверждает: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем»(Иакова 2:10).

Если все те, кто являются рабами греха, не будут освобождены от уз такого вечного завета, то они останутся под вечным проклятием, а отнюдь не под вечным благословением.

В Нагорной Проповеди Иисус наглядно показал, что грешниками нас делает совсем не то, что мы делаем, а то, кем мы являемся – грешниками по своей природе (Матфея 5:21-30). Тем самым мы обречены подпасть под проклятие Закона. Павел учит в своем послании Римлянам, что Бог всех заключил в непослушание, чтобы иметь возможность помиловать всех (Римлянам 11:32). (Roman 11:32). Есть только один способ освободиться от греховной природы – через новый завет, по которому мы подвергаем смерти нашу земную, греховную природу и воскресаем к новой жизни, в которой правит Дух Святой.

Согласно завета, заключенного на горе Синай, всякий, кто не послушает «пророка, подобного Моисею», будет виновен перед ГОСПОДОМ. Петр говорит то же самое, но уже в отношении Иисуса: тот, кто не послушает его (Иисуса), будет полностью отторгнут от избранного народа завета (Деяния 3:23, Второзаконие  D’varim 18:19). Иисус и есть пророк, подобный Моисею, который был обречен стать причиной падения и возвышения Израиля. Другими словами, та часть Израиля (то есть его природных потомков), которая отказалась послушать Иисуса Христа, становится отторгнутой от другой его части – искупленной и верной. Иисус сказал: « Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших, ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Иоанна 8:24). Согласно обоих вечных заветов, и того, который был заключен на горе Синай, и нового завета Иисуса Христа, те, кто не будут Его слушать, должны быть отторгнуты от народа Божьего Израиля до тех пор, пока они будут упорствовать в своем неверии.

Искупленная и верная часть Израиля принимает вердикт ветхого завета, который приговаривает к смерти всех грешников. Они отождествляют себя со Христом в Его смерти, чтобы по вере в Того, кто есть Воскресение, они также воскресли с Ним к новой жизни через Духа Святого, согласно нового и лучшего завета. Но эта вечная жизнь воскресения утрачивается теми, кто цепляется за старый завет, приговаривающий их к смерти. Вот почему Иисус сказал: «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради меня сбережет ее» (Матфея 10:39).

Признавать только ту часть Израиля, которая обречена преткнуться через Иисуса Христа, камень преткновения (См. Исаия Yesha’yahu 8:14 и 1 Петра 2:8), – значит игнорировать Израиль Божий, воскресший к вечной жизни и благословениям черезИисуса Христа и новый завет. А это и есть народ завета, к которому было привито множество язычников через веру в Искупителя Христа и от которого было отторгнуто много природных потомков вследствие их неверия (См. Римлянам 11). «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном. А сыны царства низвержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (См. Матфея 8:11-12). Это и есть тайна, содержащаяся в Писаниях ветхозаветных пророков Израиля (См. например, Захария 2:11 Z’kharyah 2:15), которая, по словам Павла, не была возвещена прежним поколениям, но теперь открыта посредством нового завета во Христе (См. Ефесянам 3:1-13).

Апостолу Иоанну было открыто на острове Патмос, что есть две смерти, а также два воскресения. Физическая и духовная смерть – это следствие греха, а грех проявился в непослушании заповедям ветхого завета, который вечен. Но, по милости Божией, мы считаемся умершими со Христом через крещение в Его смерть, чтобы мы могли также быть участниками Его воскресения, тем самым избежав смерти второй (См. Откровение 2:11, 20:6 и 14, 21:8). А смерть вторая – это озеро огненное (то есть отвержение).

Даниилу было сказано ангелом Гавриилом: «И многие из спящих во прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»(Даниил 12:2). Если мы последовательно принимаем завет, заключенный на горе Синай, без каких-либо добавлений и купюр, тогда мы должны признать, что все те, кто не соблюдает всего, написанного в завете, подпадают под проклятия, перечисленные в этом завете. Мы должны признать тот факт, что именно завет осуждает грешников, а также то, что согрешили в буквальном смысле все. Именно поэтому Иисус сказал, что  Он пришел не для того, чтобы осуждать кого-либо, ведь они и так все уже осуждены: «Не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете» (Иоанна 5:45).

Отвергать новый завет – значит оставаться в том вечном завете, который ведет к смерти. Возможно, именно это имел в виду пророк Исаия, когда говорил о «заключивших союз со смертью» (См. Исаия Yesha’yahu 28:15;18), потому что, как мы видели, Павел называет именно Синайский завет служением, принесшим смерть. Павел предупреждал тех, кто отвергал благую весть о спасении во Христе: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его исами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы общаемся с язычниками» (Деяния 13:46).

В чем смысл вечного завета без вечной жизни? Если мы искренне желаем благословений для неверующего Израиля, то мы должны понимать, что Божьи благословения им можно получить только через веру во Христа.

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом»  (2 Коринфянам 5:17-21).



[1] «Божья сила» стр. 116.

[2] Вопросы, поднятые в ходе дискуссии, связанной с понятием «избранности», мы рассмотрим в следующей статье.

About admin